Роль метафоры в поэзии Лермонтова

Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, – это Россия, освобожденная от романтических прикрас: крестьянская, деревенская, солдатская, великая в своей простоте, в своей моральной стойкости и своей естественной поэзии. Образ народной России, по закону смыслового взаимодействия стихотворений, строящих лирический мир поэта, как бы расширяется в лирике Лермонтова и превращается в такой же фон, “второй фон”, оттеняющий и дополняющий ее отдельные элементы, каким является в ней сумрачная картина “страны рабов, страны господ” (“первый

фон”).

Но устремление Лермонтова к народности выразилось не только в том, что он создал в своей лирике огромный обобщенный образ России. Он создавал также и “малые” лирические образы простого человека, принадлежащего к народным массам или близкого к ним. Лермонтов внимательно и сочувственно присматривается к простым людям. В “Бородине” он доверяет солдату-повествователю суд над современным поколением (“богатыри – не вы”) и верит в справедливость этого суда. В “Завещании” образ героя стихотворения, заурядного армейского офицера, по существу, сливается с лирическим образом

автора.

В стихотворениях Лермонтова появляются “поля родные”, “проселочный путь”, “дымок спаленной жнивы”, изба с соломенной крышей, солдаты с покрытыми пылью ресницами, лазарет с плохими лекарствами, ребенок любимой женщины, журналист и читатель, с которыми поэт может разговаривать на литературные темы.

Существенно, что и стиль этих стихотворений Лермонтова – а они составляют последнее логическое звено в развитии его лирики – вполне соответствует указанному выше характеру их содержания. Особенностью их является тот “язык простой”, в котором сам Лермонтов видел одно из качеств подлинной поэзии. Обычные изобразительные средства поэтической речи – метафоры, метонимии, сравнения, эпитеты – в этих стихотворениях употребляются реже, чем в предшествующих.

“Здесь, – писал Белинский, – говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Роль метафоры в поэзии Лермонтова