Поэт Андрей Белый
Серебряный век особенен тем, что именно в этот период начинается расцвет лирики после долго затишья. Стоит отметить, что произведения этого века разнообразны, отличаются особенной музыкальностью. Стихотворения Серебряного века являются богатейшей палитрой разнообразных звуков, среди которых не найти ничего лишнего.
Одним из самых ярких представителей того времени стал поэт Андрей Белый ( настоящее имя Борис Николаевич Бугаев). Стихи этого автора необыкновенно музыкальны, так как музыка, по словам автора, “идеально выражает символ”,
Отметим, что на ранних стадиях творческого пути поэта, наблюдается поиск новых форм и эксперименты различного рода. Первоначально он создает четыре поэтических симфонии. Первая из четырех – “Северная” или “Героическая”. Позднее А. Белый признавался, что сам не знает, почему данные произведения были названы им симфониями. Для него симфония была символом законченности
Первое творческое достижение в виде выпуска сборника под названием”Золото в лазури” в 1904 году. Главным лейтмотивом сборника является солнце – предмет языческого поклонения.
Солнцем сердце зажжено.
Солнце – к вечному стремительность.
Солнце – вечное окно
В золотую ослепительность
Читатель сразу замечает, что в сборнике Белый занимается преобразованием древнегреческих мифов в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения – поколения рубежа столетий.
После этого наступает новая пора в творчестве А. Белого в 1905 году, когда поэт влюбляется в жену Блока – Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. К сожалению, любовь стала несчастной, что подтолкнуло писателя на создание множество прекрасных стихотворений. Из-за “любовного треугольника” поэт болезненно переживает разрыв со своей возлюбленной, страдает и уезжает из Петербурга за границу. В его поэзии этого периода звучат крестьянские мотивы, большое влияние оказывает на А. Белого Творчество Некрасова. Именно этому писателю белый посвящает свой очередной сборник “Пепел”.
Отметим, что стихотворения в этом сборнике тщательно отобраны и расположены в определенном порядке. Идея и мотив “Пепла” точнее всего сформулирована самим поэтом: “Пепел – Книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”.
“От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы… Там Смерть протрубила вдали Влеса, города и деревни…”
Пространство следующего “круга” – “Деревни” – имеет более четкие контуры, оно уже насыщено предметами. Но эти предметы также ужасны – красный высунутый Язык висельника, стаи мух, кровь:
“Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хрястнул, ножик свистнул, – В грудь, в живот и в бок.”
В следующем разделе – “Город” пространство еще конкретнее. Это “пир во время чумы”, происходящий в Москве. Теперь все события происходят не на открытом пространстве, а в замкнутом помещении, в квартире. Живущие здесь люди богаты, беспечны, они ничего не видят вокруг себя, и только один поэт – арлекин, знает об ужасе за окнами.
В разделе “Безумие” звучат мотивы жертвенности и страдания. Здесь и венок из “колючей крапивы”, и “бегущая в чела кровавая струя”. Лишь в последнем стихотворении раздела, названного “Друзьям”, слабо забрезжит надежда и просветление. Надежда укрепляется в последнем разделе “Просветы”.
Это самый трагический сборник А. Белого, созданный под влиянием личной трагедии и тяжелого состояния души поэта.
В дальнейшем А. Белый издает сборник стихов “Урна” и “Путевые заметки” – самое светлое Произведение из всего написанного. Душевная рана поэта зажила. В 1916 году А. Белый возвращается в Россию, он переживает самое трагическое для страны время. Самое знаменитое Стихотворение Белого “Родина” написано в Августе 1917 года. В нем звучит отношение поэта ко всему происходящему. В поэме “Первое свидание” звучат мотивы сожаления о сгоревшем в стихии революции, Мире, о молодости и о гибнущей культуре России. Эта поэма – вершина творчества поэта.
А. Белый умер в 1934 году, и эта смерть была осознана его современниками как завершение целой эпохи в поэзии. Очевидно, что поэтическое творчество А Белого – наследие настоящего русского классика, к сожалению, до сих пор недостаточно изученное и не до конца понятое.