Первое знакомство с образом Пьера Безухова в романе Толстого “Война и мир”
Он вошел в гостиную Анны Павловны Шерер, массивный, толстый молодой человеку стриженою головой в очках. Толстой бесконечно подчеркивает: “Пьер был несколько больше других мужчин”, “большие ноги”, “неуклюж”, “толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками…” В лице хозяйки дома при виде Пьера “изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту”.
Но вот что интересно: “этот страх мог относиться только
Унизительное и неопределенное положение в свете угнетает Пьера. Кто он: граф Безухов или просто мсье Пьер, даже без фамилии? “Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне”. Красавица Элен не замечает его, хотя живет с ним в одном доме, 4- Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца. И князь Василий отзывается о нем небрежна: “Образуйте мне этого медведя…”
Скоро мы прочтем в письме сестры князя Андрея, что она знает Пьера с детства. Их отцы – старики Болконский и Безухов – екатерининские вельможи; нет ничего удивительного, что дети могли быть знакомы. Но теперь, когда они стали взрослыми, что объединяет их?
В гостиной Пьер все время ждет случая, чтобы ворваться в разговор. Анна Павловна, “караулившая” его, несколько раз успевает его остановить – и все-таки Пьер прорывается: он объясняет бежавшим от революции и Наполеона французам-эмигрантам, что Наполеон – великий человек и революция – великое дело.
“- Нельзя, везде все говорить, что только думаешь”, – заметит ему позже князь Андрей.
Сам он не станет так уж прямо высказывать свои мысли в салоне Шерер. Но и скрывать их князь Андрей не намерен: усмехаясь, “прямо глядя в лицо Анны Павловны”, он дважды повторяет слова Наполеона: понимайте, как хотите; да, он идет воевать против великого полководца, но не станет поносить его вместе с бежавшими из Франции аристократами; до этого князь Андрей Болконский не унизится.
Я очень люблю Пьера – прекрасного, толстого, неуклюжего Пьера, с его очками и растерянным взглядом, с его сильными добрыми руками, с его приступами бешенства, с его ожиданием счастья и постоянными бедами, но больше всего я люблю в нем его постоянную борьбу с самим собой, и когда он терпит поражения в этой борьбе, они представляются мне залогом будущей победы.
“- Ты везде будешь хорош”, – говорит ему князь Андрей – “но одно: перестань ты ездить к этим ‘Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все… – Знаете что! – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду. – Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить? – Честное слово!”
И вот он выходит белой петербургской ночью на улицу, чувствуя себя душевно очищенным после серьезного вошел в историю именно Аркольский мост и маленькая сухая фигурка со знаменем в руках. В 1797 году, вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен несметными толпами: он уже был героем для всей Франции, его боялась вся Европа, и единственный полководец, которого опасался он, великий Суворов, сказал о нем: “Далеко шагает. Пора унять молодца”.