Образ и характеристика Инсарова и Елены Стаховой в романе “Накануне”
“Накануне” (1858). По словам самого автора, в основу его романа “положена мысль о необходимости сознательно-героических натур… для того, чтобы дело подвинулось вперед”. Это первый роман, в котором утверждалось героическое начало и в котором центральную роль играл разночинец.
Главным действующим лицом “Накануне” стал болгарин Инсаров, посвятивший жизнь освобождению своей родины – Болгарии, которая находилась тогда во власти турок. В его образе Тургенев выделяет черты нового социально-психологического типа, лишенного
Однако при всей воле, решительности, самоотверженности Инсарова есть в нем и некая сухость, рационализм. Здесь уже намечены некоторые черты, которые более рельефно проявятся у Базарова. Так, Инсаров не признает ни поэзии, ни философии,
Добролюбов в статье “Когда же придет настоящий день?” именно с Еленой связывал свойственную передовому русскому обществу жажду перемен, стремление посвятить свою жизнь “частью других людей. Что же касается Инсарова, то его участие в национально-освободительной борьбе не могло стать, по мнению Добролюбова, примером и образцом для русских революционеров. Инсаров говорит: “В Болгарии последний мужик, последний нищий и я – мы желаем одного и того же: у всех одна цель”.
Так проявлялась дорогая для Тургенева мысль о необходимости и для России общенационального единства в общественном движении. Между тем в России слишком различны были интересы помещиков и крестьян; уже сложилась революционная ситуация. Поэтому Добролюбов, вступив в прямую полемику с писателем, доказывал, что задачи русских Инсаровых, русских революционеров значительно труднее и сложнее. Они должны будут сражаться не с внешними врагами – турками, а с внутренними, то есть самодержавно-крепостническим государством и его защитниками. Тургенев решительно не согласился с такой трактовкой его романа. Статья Добролюбова послужила непосредственным поводом к расколу в журнале “Современник”, к окончательному размежеванию демократов и либералов.