Образ главного героя, Арбенина на фоне реальных бытовых картин
Драма “Маскарад” отражает это душевное состояние. В ней много автобиографического и автопортретного, но образ главного героя, Арбенина, развертывается на фоне реальных бытовых картин.
Подобно автору, Арбенин тоже человек гордый, смелый, с непреклонной волей, тоже мученик своих страстей, жертва внутренних противоречий. Ему, как демону, кажется, что его возродила к новой чистой жизни любовь “слабого создания, ангела красоты”. Без нее “нет у него ни счастья, ни души, ни чувства, ни существования”; он уже давно успел разгадать
Он не сумел проникнуться до конца началами чистоты и совершенства: для этого в его душе
Это – веление сердца, в котором есть другой закон, “ему не менее святой”. И он настолько сын земли, поклонник ее здоровых стихийных сил, что он и от рая готов отказаться, если не найдет там своего земного идеала. “Что без нее земля и рай? Одни лишь звучные слова, блестящий храм без божества”. И тут уже ясно намечаются основные тона главного мотива ” Мцыри “, и яснее всего эти новые элементы в творчестве Лермонтова. Это – признание самоценности языческого начала, возможность не только оправдать землю, но и принять ее целиком за ее красоту, за те покоряющие восторги, которые дарит человеку природа. Арсений убежал из стен святых, укрылся в лоне природы, слился с нею и сразу “забыл печали бытия”.
То же делает и Мцыри, который всю свою жизнь лелеял одну мечту: вырваться из этих “душных келий и молитв в чудный мир тревог и битв”. Лермонтов пользуется здесь всем богатством своих красок и пленительно рисует грешную землю. Перед нами совсем иное, новое, просветленное отношение к ней. Поэту открылись в ней какие-то иные ценности, иной смысл, и он всецело держит сторону Мцыри даже тогда, когда тот чувствует себя братом барса и, подобно ему, жаждет крови. “Мцыри” написаны позже (в 1840 г.), но уже теперь, в самом начале этого периода, эта новая струя в творчестве Лермонтова, эта близость к земле чувствуется достаточно сильно. Поэт и на небо начинает смотреть другими глазами, говорить о нем с какой-то чудесной простотой, именно словами земли. Таковы лучшие его небесные гимны: “Ветка Палестины”, молитва: “Я, Матерь Божия”, “Когда волнуется желтеющая нива”. В особенности характерно “Когда волнуется желтеющая нива”; здесь уже ясное предчувствие примирения обоих начал: неба и земли. Не синие горы Кавказа пленяют его, не в грозных завываниях диких бурь улавливает он родственные душе звуки; в нем вызывает чувство умиления свежий лес, шумящий при звуке ветерка, и сагу таинственную ему лепечет “студеный ключ, играя по оврагу”.
И когда он воспринимает все эти простые, естественные звуки, тогда он может “счастье постигнуть на земле и в небесах увидеть Бога”. Земля стала ему совсем близкой и родной, и позднее – в стихотворении “Выхожу один я на дорогу” (1841), поэт уже знает, что ему нужны земные грезы; ему нужно, чтобы во время векового сна “в груди дремали жизни силы, чтобы, дыша, вздымалась тихо грудь, и сладкий голос пел про любовь, и темный дуб, вечно зеленея, над ним склонялся и шумел”. Он чувствует, что его отчизна уже не только могучий Кавказ, но и скромная, простая деревенская Русь, и он любит ее “странною любовью”, любит “ее полей холодное молчанье, лесов дремучих колыханье, дрожащие огни печальных деревень, дымок спаленной жнивы и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез” (“Отчизна”).