Образ Чапаева в одноименном романе Фурманова
Если ничего не сделать для нынешнего человека, если все новое (“вот ты тащишь из чужого дома”) лишь повторение былых рабских, нищенских привычек, то к чему все жертвы, сабельные походы? Чапаев уходит корнями и к стихийным народным правдоискателям, и к вожакам из легенд, песен. Он, как и Разин, может сказать: “Я пришел, чтобы дать вам волю”. А не одно право на грабеж…Иначе и быть не могло – ведь Октябрь невольно затронул, всколыхнул все пласты (и идеальное, и зверское) народного бытия, оживил самые древние мечты.
Двинемся в путь
Писал в 1918 году о таком же бессознательном порыве к воле Велимир Хлебников (“Воля всем”). Мог ли быть очень растянутым этот путь очарований?
Едва ли… Уже в 1919 году Чапаев ощущает, как исчезает простор, как сужается поприще свободы, как окостеневает административный аппарат, возникает сектантская диктатура узкого круга “посвященных”. Вместо наивных “сырых” исканий героя – твердое указание из центра. Конец самодвижения, саморазвития. Но конец в каком-то смысле… не окончательный. Есть один завет, почти завещание
В одной из исповедей Чапаева о “распрямлении” души, росте самоуважения – целая эпоха перемен, эволюции народного сознания. “Я, к примеру, был рядовым-то, да што мне: убьют аль не убьют, не все мне одно? Кому я, такая вошь, больно нужен оказался? Таких, как я, народят, сколько хочешь… Потом, гляжу, отмечать меня стали – на человека похож, выходит… И вот вы заметьте, товарищ Клычков, што чем я выше поднимаюсь, Тем жизнь мне дороже… Не буду я с вами лукавить, прямо скажу – мнение о себе развивается такое, што вот, дескать, не клоп ты, каналья, а человек настоящий, хочется жить по-настоящему-то, как следует… Не то што трусливее стал, а разуму больше. Я уже плясать на окопе теперь не буду: шалишь, брат, зря умирать не хочу…”
“Дешев человек на Руси” – эту рабскую мысль миллионы таких, как Чапаев, откинули навсегда после Октября. Герой завещает потомкам: тратить свободу следует не на разрушение, не на разгул диких инстинктов, а на общечеловеческую цель – сбережение, расцвет жизни, повышение цены человека. Свобода – это непрерывный духовный подвиг…
Роман Дм. Фурманова, как честный и глубоко пережитый свидетельский документ, заставляет еще раз задуматься о многообразии сил, характеров, вовлеченных на поприще русской истории, придавших ей свою неповторимую окраску. Что мы пережили тогда?
Схожі твори:
- Образ и характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова “Обломов” появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права. Гончаров в романе критиковал отсталые, косные и застойные нравы, присущие феодально-крепостническому порядку, породившему обломовщину: “Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель”. Сущность и происхождение обломовщины раскрываются […]...
- Образ и характер Фомы Гордеева в одноименном романе Горького Характер Фомы очень сложен. Судьба его трагична и глубоко поучительна. К изображению капиталистического мира, его морали Горький подошел с такой стороны, с какой до него еще никто не подходил, и это, прежде всего благодаря образу Фомы Гордеева. Сам писатель дал ключ к пониманию характера и судьбы Фомы. В письме к издателю С. Дороватовскому от 2(24) […]...
- Образ Чапаєва в однойменному романі Фурманова Якщо нічого не зробити для нинішньої людини, якщо все нове (“от ти тягнеш із чужого будинку”) лише повторення колишніх рабських, злидарських звичок, то до чого все жертви, шабельні походи? Чапаєв іде коріннями й до стихійних народних правдошукачів, і до ватажків з легенд, пісень. Він, як і Разін, може сказати: “Я прийшов, щоб дати вам волю”. […]...
- “Отцы” и “дети” в одноименном романе И. С. Тургенева Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. Уже в самом названии писатель определил главную задачу своего произведения. Евгений Базаров пытается отстоять свою жизненную позицию. Он хочет показать, что неумолимое время приводит к значительным общественным изменениям. Поэтому идеалы, мысли и стремления, которыми жило предыдущее поколение, уже безнадежно устарели. Интересен сам образ Евгения […]...
- Вся жизнь Живаго в одноименном романе Б. Л. Пастернака Природа это сфера, поглощающая пространство романа. Чтобы понять причины поведения Живаго в определенных ситуациях, нужно разобраться в значении для него природы и ее месте в произведении. Вся жизнь Живаго инстинктивное стремление раствориться в природе, не сопротивляться ей, вернуться в детство, где внешний мир обступал Юру со всех сторон, осязательный, непроходимый и бесспорный, как лес… Этот […]...
- Образы и характеристика братьев Карамазовых в одноименном романе “Братья Карамазовы” С образом Федора Карамазова – эгоиста, развратника и циника – связано представление о карамазовщине как типическом явлении, характерном для мира, где господствуют обман, ложь и насилие. Черты карамазовщины в разных вариантах и модификациях проявляются у Ивана, Федора, Смердякова. Ненависть детей к отцу, отражая процесс распада старых, патриархальных устоев, семейных связей, приобретает вместе с тем бесчеловечный […]...
- Образ и характеристика Максим Максимыча в романе “Герой нашего времени” Главный герой романа М. Ю. Лермонтова ” Герой нашего времени ” – Григорий Александрович Печорин. Именно его судьба, судьба “лишнего человека”, находится в центре повествования. Впервой части произведения мы знакомимся с Печориным благодаря рассказу Максима Максимыча, включенному в записки странствующего офицера. Максим Максимыч является одновременно и героем произведения, и рассказчиком. Сам Лермонтов придавал большое значение […]...
- Образ и характеристика Чичикова в романе в романе “Мертвые души” Чичиков. В системе образов поэмы особое место занимает Чичиков. Он и схож с другими действующими лицами (ведь он сам и чиновник, хотя бы бывший, и помещик), но в то же время и отличается от них. Это новое явление в русской жизни, еще не очень ясное, но, несомненно, опасное и тревожное. Поэтому Гоголь проявляет пристальный интерес […]...
- Образ нигилиста, бунтаря, разночинца романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Главный герой Тургенева был выхвачен из самой жизни. Идейную направленность можно определить словами автора: “Это – торжество демократизма над аристократией”. Образ нигилиста, бунтаря, разночинца – это образ Базарова, который прошел суровую школу труда и лишений, прожил горькую, тернистую жизнь. В его внешности наглядно отражен его характер: твердый, непокорный. Лицо Базарова – длинное, худое, с широким […]...
- Счастье для народа в одноименном рассказе Чехова Мечтой о счастье не для одного человека, а для всех, для всего измученного русского народа озарен рассказ “Счастье”. Никто не знает, как к нему подступиться, и, где оно зарыто,- неизвестно. “Счастья много, говорят герой рассказа, 80-летний пастух,-так много, что его бы на всю округу хватило… На своем веку я, признаться, раз десять искал счастья… И […]...
- Образ автора в романе “Евгений Онегин” Автор в романе. В романе Пушкина особенно важен образ автора. Авторское начало всегда присутствует в каждом художественном произведении. Но в одних случаях это начало скрыто или не очень ясно ощущается, в других – более отчетливо “выявлено*. В “Евгении Онегине” автор является структурным центром произведения. Именно он организует текст, придает основной тон повествованию (свободная, непринужденная беседа […]...
- Образ и суть трагедии Печорина в романе “Герой нашего времени” Герой и время. В названии романа два опорных, ключевых слова: герой и время. Оба они важны, ибо только в их сочетании проясняется мысль автора. Конечно, Печорин поступил жестоко по отношению к Максиму Максимычу, проявив равнодушие (как мы знаем, напускное) при встрече. Но при этом можно вспомнить жестокость горцев, жестокость контрабандистов. Дело не в одном Печорине. […]...
- Образ простого народа в романе “Война и мир” 1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества ” Война и мир “. Автор отмечал, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”, поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту “мысль народную” Л. Толстой раскрывает, изображая события Отечественной войны 1812 года. Не случайно Л. Толстой описывает войну 1812 года […]...
- Образ Павла Корчагина в романе “Как закалялась сталь” “Как закалялась сталь” – роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент; революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Корчагин – один из ярчайших представителей своего поколения. Он и эпоха – одно, они создают друг друга. Предшественником Корчагина можно назвать его тезку – Павла Власова. Во времени их разделяют десять лет, но в истории […]...
- Образ Степана Радченко в романе В. Подмогильного “Город” Среди писателей, чьи имена современному читателю стали известны не так давно, и Валерий Подмогильный. Наследие этого писателя возвращено полностью, и его признали одним из самых колоритных писателей новейшей украинской литературы. В биографии писателя есть много “белых пятен”. Известно, что родился он под Екатеринославом, учился в университете, занимался педагогической деятельностью, работал в издательстве, секретарем секции художественной […]...
- Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина “Евгений Онегин” Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина ” Евгений Онегин “. Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда на стороне его волшебной героини – Татьяны. Но, если прочитать роман внимательнее, мы увидим, что образ главного героя Пушкин изображает как летописец или […]...
- Образ и характеристика Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети” Русская действительность начала 60-х годов выдвинула новый тип “нигилиста”, призывающего к решительной борьбе со всем старым миром, его бытом, нравами, культурой, не делая ни для кого исключений, не испытывая ни малейших сожалений. Достаточно вспомнить Писарева, ранние статьи которого могли быть известны Тургеневу вх период его работы над романом. Честность и правдивость писателя предопределили во многих […]...
- Образ главного героя в романе У. Эко “Имя Розы” Об идее, истине, последствиях фанатичному служению ей также разделяет У. Эко в романе. Самые благие намерения могут привести к страшным последствиям, если не соблюдать ту зыбкую грань, которая отделяет добро от зла. В этом смысле особенно показательна история брата Дольчина, которую рассказал Убертин Адсону В день третий после повешенья, “чтобы извлечь полезный урок. Дольчин – […]...
- “Подлец” и “приобретатель” или как написать сочинение: Образ Чичикова в романе “Мертвые души” При написании сочинения советую ответить на вопросы: Почему Гоголь вслед за изображением помещичьей среды обратился к изображению чиновничества? Чем отличаются способы изображения чиновников и помещиков? Какие пороки чиновничьей жизни разоблачает Гоголь? Далее следует обратить на “Повесть о капитане Копейкине”. Она представляет вставной эпизод, внешне не связанный с общим сюжетом произведения, однако Гоголь включил его в […]...
- Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание ” является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, “униженная и оскорбленная” в условиях буржуазного общества. Соня – своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной […]...
- Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова “Обломов” Гончаров Умел рисовать пленительные женские портреты и создал целую галерею женских образов. Ольга Ильинская – главная героиня романа ” Обломов ” – один из самых замечательных персонажей в русской классической литературе. Гончаров очень доброжелателен к своей героине. Ольга наделена проницательностью, уравновешенностью, гордостью. Автора Восхищает чувство долга, которым, прежде всего, руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся […]...
- Образ Георгия Мелехова в романе Шолохова “Тихий Дон” Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М. Шолохова “Тихий Дон”. О нем сразу невозможно сказать, положительный он или отрицательный. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего особого пути. Григорий Мелехов предстает в романе прежде всего как правдоискатель. В начале романа он – обычный хуторской парень, вращающийся в привычном кругу хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он […]...
- Образ времени в романе “Тихий Дон” Дон… Из глубокой древности, словно бы из вечности, вытекает эта великая река и утекает в вечность. Издревле племена и народы наводили через Дон переправы, двигаясь с востока на запад. С запада на восток, не задерживаясь или оседая здесь. Меланхлены, авары, половцы, славяне… “Испити шеломом Дону” шла древнерусская дружина на сечу с половцами Князь Дмитрий за […]...
- Образ Аркадия Кирсанова в романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев так говорил о своем романе ” Отцы и дети “: “Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же […]...
- Образ и характеристика Левина в романе “Анна Каренина” Решение сложных проблем семейной жизни героев произведения совершенно недвусмысленно оттеняется в ” Анне Карениной ” изображением поистине счастливой семьи крестьянина Ивана Парменова. Соответствующие страницы служат не только фоном, на котором яснее видна постоянная неудовлетворенность своей личной жизнью героев романа, но и открытым уроком и даже упреком им. Толстой в “Анне Карениной” уже подошел к тому […]...
- Образ и характеристика Владимира Ленского в романе “Евгений Онегин” Владимир Ленский. Глубоко раскрыто Пушкиным мироощущение еще одного характерного для этой эпохи героя – Владимира Ленского. В нем очень привлекательны нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежесть чувств, вольнолюбивые настроения. В противоположность разочарованному Онегину Ленский проникнут верой в человека, в любовь, в дружбу. Восторженность Ленского, его пылкость, дух “довольно странный” Пушкин прямо связывает с его полным незнанием […]...
- Образ автора в романе Зиника “Лорд и егерь” По всему роману разбросано немало суждений, наблюдений, эпизодов, подтверждающих мысль автора о культуре как разрастающемся во все стороны пространства/времени корневище, отростки которого переплетены между собой сложными связями, и даже – о “зеркальных подобиях” культур (что иллюстрируется сопоставлением архитектуры миланского и московского Кремля, лондонского и московского вариантов скульптуры “Рабочий и крестьянка” и т. д.). На страницах […]...
- Образ Воздвиженского в романе И. Нечуя-Левицкого “Тучи” Отсутствие авторской симпатии к образу Воздвиженского ощущается уже в его портрете. Он один “выше всех целой головой” был “поводырем” тульских студентов – “…большой, как обелиск”, румяный, его “полные щеки были здоровые как-то по-сельски”. Он имел “жилистые руки, коренастые плечи и шью и вскидывался на торговца-коробейника”. Портрет создан индивидуализировано, в духе натуральной школы. Автор будто подчеркивая […]...
- Образ и характеристика Татьяны в романе в стихах “Евгений Онегин” Татьяна. Героиня романа противопоставлена Онегину. Она окружена русской природой, миром русского фольклора, что подчеркивается преимущественно русской лексикой, значительным уменьшением иноязычных слов, которых так много было в 1-й главе, где речь шла об Онегине. Народность Татьяны выражается не во внешних признаках (она даже “по-русски плохо знала”), а в органической близости к основам народной жизни, что Пушкин […]...
- Авторский образ в романе “Евгений Онегин” Роман в стихах ” Евгений Онегин ” был написан в 20-30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, […]...
- Образ и характеристика Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина ” Евгений Онегин ” имеет концептуальное значение. Во-первых, поэт создал неповторимый характер русской женщины. Во-вторых, в этом образе воплощен принцип реалистического искусства. В статье “Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной” А. С. Пушкин анализирует и объясняет причины появления “литературных чудовищ” возникновением и […]...
- Образ и характеристика Сансо Пансы в романе Сервантеса “Дон Кихот” Роман величайшего из испанских писателей Мигеля де Сервантеса ” Дон Кихот ” стал одним из тех произведений, содержание которых неисчерпаемо, а образ главного героя настолько сложен и многозначен, что полностью не разгадан и по сей день. Значение произведения выходит далеко за рамки пародии на рыцарские романы (а именно таким был первоначальный замысел писателя). Сервантес развернул […]...
- Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе “Война и мир” Любимые герои Толстого – люди движущиеся, люди пути, нелюбимые – напротив, внутренне неподвижные, безличностные, без пути. Это противопоставление отчетливо раскрыто в романе на примере Наташи Ростовой и Элен Курагиной. В Элен Толстой подчеркивает прежде всего отсутствие” каких бы то ни было изменений и во внешнем облике, и во внутреннем мире. Она всегда одинакова, сама красота […]...
- План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” План I история души человеческой. II… мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из “княжны Мери”) 1…. Человек замечательный по многим причинам А) он скептик и материалист Б) он плакал над умирающим солдатом В) у него был злой язык Г) молодежь прозвала его Мефистофелем Д) мы взаимно друг друга морочим Е) достойный друг 2.во […]...
- Образ автора в автобиографическом романе “Жизнь Арсеньева” Самым значительным произведением Бунина эмигрантских лет является роман ” Жизнь Арсеньева ” (1927-1928), написанный на автобиографическом материале и представляющий собой как бы итоговое, обощающее произведение. Здесь синтезируются лейтмотивы, проходящие через все творчество художника (темы Родины, слияния человека с природой, любви и смерти, тайны поэтического призвания, власти слова, впечатлений детства и юности, отношения к народу и […]...
- Образ и характеристика Платона Каратаева в романе “Война и мир” Образ Платона Каратаева вызывал и вызывает противоречивые суждения. Распространено мнение, что в этом образе писатель воплощает реальную, но слабую сторону нравственного и психологического облика русского патриархального крестьянина (свойственные ему смирение, покорность, идеи непротивления злу насилием, имевшие свои социально-исторические корни в русской действительности). Высказывается и другая точка зрения, в соответствии с которой Каратаев является воплощением лучших […]...
- Образ и характеристика Ольги Лариной в романе “Евгений Онегин” Ольга – одна из главных героинь романа в стихах ” Евгений Онегин “. Впервые на страницах романа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, романтического Ленского. Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена… То, что Ольга являлась предметом любви молодого […]...
- Образ Елены Стаховой в романе Тургенева “Накануне” Центральное место в романе занимает Елена Стахова. То, что в Наталье Ласунской под впечатлением речей Рудина принимало форму неясных благородных порывов, в Елене “определилось” как стремление к “деятельному добру”, сочувствие всем страдающим и угнетенным. Она смела и решительна. Для, того чтобы посвятить себя великому делу, она порывает со своей семьей, с друзьями, со всей привычной […]...
- Сочинение на тему: Образ Софии Киевской в романе П. Загребельного “Чудо” Экзаменационные произведения по украинской литературе. С раннего детства, путешествуя историческими местами украинской земли, мы восхищаемся архитектурными сооружениями, фресками, картинами и всегда у нас возникает множество вопросов: кто создал эти шедевры? Как сохранились они, созданные много столетий назад, до наших дней? Ответ на некоторые из таких вопросов дал выдающийся украинский писатель П. Загребельный в своем цикле […]...
- Пример сочинения на тему: Образ Чичикова в романе “Мертвые души” Чичиков резко отличается от помещиков и чиновников, с которыми ему приходится сталкиваться. В обличие от помещиков – косных, неподвижных, бездеятельных, не способных вести хозяйство – Чичиков деловит, деятелей, предприимчив. В противоположность чиновникам, он не стремится к чинам, карьере как таковой – служба занимает его только как средство обогащения. Отличаясь по своему характеру, Чичиков отличается и […]...