О функционально-смысловых типах речи
В зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа: описание, повествование, рассуждение. В описаний говорится об одновременных признаках, в повествований – о последовательных действиях, в рассуждении – о причинах свойств и явлений. Особый тип речи – оценка действительности. Оценка выражается прилагательными (полными или краткими), существительными, словами состояния, сочетанием слов типа ну и! что за! и т. п. 1. Описание. На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К
Повествование. Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул “уэк” и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать лапой.
Рассуждение. Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строем костей и наличием подкожных воздушных мешков (по К. Паустовскому). Описание может быть разным: описание предмета, места, состояния окружающей среды, внешности, характера человека, его душевного состояния. Общим для всех видов описания является одновременность проявления
1. Яблоня – ранет пурпуровый – морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. 2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно – желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего ли-пового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (по В. Солоухину). Особенность повествования заключается в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.
Сообщение о сменяющихся событиях и есть “новое” в предложениях такого текста. “Данным” является лицо, совершающее действие. В повествовании часто используются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с этими формами употребляются и другие. Глаголы прошедшего времени несовершенного вида дают возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность. Обычно при этом значение длительности подчеркивается словом долго.
Глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя. Формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку – и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится (Б. Житков). В любом рассуждении имеются две части. В первой содержится тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы и примеры. В рассуждении часто бывает и третья часть – вывод. Тезис и обоснование обычно связываются союзами потому что, так как, вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, следовательно. Полное рассуждение, части которого связаны союзами, особенно распространено в научно-деловой речи. В разговорной и художественной речи чаще встречаются рассуждения неполные, а союзы опускаются.
Примеры рассуждении: Развитие значений слова идет обычно от частного ( конкретного ) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как “воспитание”, “отвращение”, “предыдущий”. “Воспитание” буквально означает ‘вскармливание’, “отвращение” – ‘отворачивание’ (от неприятного лица или предмета), “предыдущий” – ‘идущий впереди’. Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: “отрезок”, “касательная”, “точка”, произошли от совершенно конкретных глаголов действия: “резать”, “касаться”, “воткнуть” (ткнуть). Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл (по Ю. Откупщикову).