Любовная лирика раннего творчества Лермонтова

Любовные стихи раннего Лермонтова не столько о ней, сколько о нем. В отличие от многих предшественников у Лермонтова мотив любви обычно осложнен всем комплексом идей, присущих его лирическому герою: обычно здесь же присутствует мысль о его высоком предназначении, непонятости, одиночестве и т. п. Любовь “лермонтовского человека” всегда несчастлива, приносит ему только страдания и горечь, а нередко и желание мести. Сразу же следует заметить, что в позднейшей лирике любовь, даже безнадежная или неразделенная, выступает у поэта и как светлое

чувство (“Ребенку”, 1840; “Нет, не тебя так пылко я люблю…”, 1841). Впрочем, в этих стихах мысль поэта обращена только к невозвратно исчезнувшему, былому чувству.

В середине 30-х годов происходят определенные изменения в творчестве Лермонтова вообще и в его лирике в частности. Отношения поэта и действительности, проблема героя и “толпы” даны теперь не однолинейно, а более сложно, диалектически. Оторванность “лермонтовского человека” от общества воспринимается не только для констатации беды героя, обреченного на непонимание, но и для осмысления его трагической вины. Эта новая позиция Лермонтова

выражена в ого программном стихотворении “Не верь себе…” (1839). Образ “молодого мечтателя”, изображенного с несомненной симпатией и сочувствием, все же от автора отделен, дан объективно, “со стороны”. Впервые возникает эстетически равноправный образ “толпы”, предъявляющей свои претензии к герою, который занят только своими личными переживаниями и не видит страдании других людей. Оказывается, что нравственные мучения могут быть достоянием не только избранной личности, но и толпы”:

“А между тем из них едва ли есть один, Тяжелой пыткой не измятый”.

В лирике Лермонтова появляется и другое “я” (или “мы”). Поэт воспроизводит и иную точку зрения, передающую народное сознание и противопоставленную индивидуалистическому миру “мечтателя”, занятого только собой. Происходит важный процесс развития лермонтовского творчества, которое, оставаясь в основе своей романтическим, осложняется и обогащается новыми тенденциями. Изображение героя и действительности становится объективней, конкретней, связывается с воспроизведением определенной социальной среды, быта, народных персонажей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Любовная лирика раннего творчества Лермонтова