Любовная лирика раннего творчества Лермонтова
Любовные стихи раннего Лермонтова не столько о ней, сколько о нем. В отличие от многих предшественников у Лермонтова мотив любви обычно осложнен всем комплексом идей, присущих его лирическому герою: обычно здесь же присутствует мысль о его высоком предназначении, непонятости, одиночестве и т. п. Любовь “лермонтовского человека” всегда несчастлива, приносит ему только страдания и горечь, а нередко и желание мести. Сразу же следует заметить, что в позднейшей лирике любовь, даже безнадежная или неразделенная, выступает у поэта и как светлое
В середине 30-х годов происходят определенные изменения в творчестве Лермонтова вообще и в его лирике в частности. Отношения поэта и действительности, проблема героя и “толпы” даны теперь не однолинейно, а более сложно, диалектически. Оторванность “лермонтовского человека” от общества воспринимается не только для констатации беды героя, обреченного на непонимание, но и для осмысления его трагической вины. Эта новая позиция Лермонтова
“А между тем из них едва ли есть один, Тяжелой пыткой не измятый”.
В лирике Лермонтова появляется и другое “я” (или “мы”). Поэт воспроизводит и иную точку зрения, передающую народное сознание и противопоставленную индивидуалистическому миру “мечтателя”, занятого только собой. Происходит важный процесс развития лермонтовского творчества, которое, оставаясь в основе своей романтическим, осложняется и обогащается новыми тенденциями. Изображение героя и действительности становится объективней, конкретней, связывается с воспроизведением определенной социальной среды, быта, народных персонажей.
Схожі твори:
- Лирика в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова Лирика занимает центральное место в художественном наследии Лермонтова. Из нее вырастают и поэмы, и драмы, и прозаические произведения. В ней отражены все основные творческие интересы поэта, и факты биографии, и события общественной жизни. Единство лермонтовской лирики связано с постоянством облика ее лирического героя, в котором выражается и отражается личность поэта. Автор и лирический герой – […]...
- Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – тема одиночества. Обычно мы сравниваем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушных людей”, принадлежавших к светскому обществу, светлому миру природы, как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “историческому свету”. В стихотворении “как […]...
- Любовная лирика в поэзии С. Есенина Все стихи С. Есенина, от певучих и нежных стихов о стране “березового ситца” до тревожных раздумий о судьбах России в “суровые грозные годы”, каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Любовь к родине в лирике С. Есенина связана с воспоминаниями […]...
- Блок и его стихи. Любовная лирика Блока. Стихи о Прекрасной Даме Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, – так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего […]...
- Произведение на тему: любовная лирика Дмитрия Павлычко Мировая литература знает немало образцов любовной лирики. Вспомним сонеты Петрарки, поэзию Пушкина, неповторимую “Завядшую листву” И. Франко, поэзию А. Малышко, В. Сосюры. Тема любви, мучительной, страстной, драматически острой – одна из характерных для Д. Павлычко. Увлечение женской красотой, пылкое сожаление по утраченной любви, требовательность в любви – такие чувства пронимают цикл поэзий “Благоухание хвои”, эта […]...
- Пейзажная лирика в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками […]...
- Поэт мечты (любовная лирика А. Блока) Романтический поэт, воспевающий свою возлюбленную, в которой все – совершенство, все – воплощение красоты и вечной женственности – это первое, что мы вспоминаем о Блоке. Да, поэт прошел сложный путь, и темы его творчества намного шире, но так необычны, так совершенны его стихи о Прекрасной Даме, столько в них искренней чистоты и жертвенности, что, пожалуй, […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Смерть Поэта” Стихотворение “Смерть Поэта” написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на смерть Пушкина, выразивший беспредельное горе и гражданское негодование всех передовых людей эпохи. Стихотворение, проникнутое искренним и глубоким чувством любви к Пушкину, возвестило о приходе в литературу нового великого поэта. Стихотворение […]...
- Роль метафоры в поэзии Лермонтова Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, – это Россия, освобожденная от романтических прикрас: крестьянская, деревенская, солдатская, великая в своей простоте, в своей моральной стойкости и своей естественной поэзии. Образ народной России, по закону смыслового взаимодействия стихотворений, строящих лирический мир поэта, как бы расширяется в лирике Лермонтова и превращается в такой же фон, “второй фон”, оттеняющий […]...
- Лирический герой в лирике Лермонтова Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует […]...
- Обличение светской черни в стихотворениях Лермонтова Лучшим ключом к пониманию нового гражданского, аналитически-углубленного подхода Лермонтова к действительности служит стихотворение “Дума” (1838). Значение “Думы” как одной из важнейших идейных деклараций Лермонтова – в развернутой аналитической критике современного ему поколения и в том, что к числу представителей поколения поэт относит и самого себя. Эта последняя особенность становится важной и знаменательной, если вспомнить, что, […]...
- Тема Родины и патриотическая тематика в творчестве Лермонтова Новый оттенок в трактовке того же мотива содержится и в известном стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” (1841). В нем подводится своеобразный итог долгим раздумьям Лермонтова над проблемой “человек и природа”, о которой много писали и спорили поэты-“любомудры”, Баратынский и др. Стихотворение это, маленькое по размеру (20 строк), совершенное по художественной выразительности и композиционной соразмерности, […]...
- Ненависть к “стране рабов, стране господ” в лирике Лермонтова Зрелая лирика Лермонтова является высочайшим взлетом и победой, совершенной творческим гением поэта и всей русской литературой. В лирических стихотворениях Лермонтова развертывается и углубляется центральный для них )браз положительного героя своего времени. Стихотворениями, открывающими период зрелости в лирике Лермонтова, следует считать ” Бородино ” (1837) и “Смерть поэта” (1837). Каждое из этих прославленных стихотворений по-своему знаменательно. […]...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин “поэт и толпа” Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов “есть речи значенье” План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова “Я Жить хочу”) II Ты сам свой высший суд (строка […]...
- Романтическая любовь Лермонтова Я не могу любовь определить, Но эта страсть сильнейшая! – любить Необходимость мне, и я любил Всем напряжением душевных сил Эти строки из стихов “1831-го, июня, 11 дня” – словно эпиграф к лирике Лермонтова, лирике “сильнейших страстей” и глубоких страданий. И хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, эта вечная тема – тема […]...
- Размышления Лермонтова о судьбе Наполеона В “Сашке” Лермонтов говорит и о печальной судьбе, постигшей французского поэта-романтика Андре Шенье (1762-1794), он останавливается на самых мрачных, трагических моментах последних дней жизни тридцатидвухлетнего поэта. Лермонтовская лирическая оценка Шенье – поэта и человека – возвращает нас к Пушкину, который в 1825 году, за несколько месяцев до восстания декабристов, написал стихотворение “Андрей Шенье” (“Меж тем […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Дума” В “Думе” (1840) содержится продолжение и развитие упрека, прозвучавшего в ” Бородино ” в адрес “нынешнего поколения”. Но обвиняя свое поколение за бездействие и апатию, Лермонтов вместе с тем говорит и о трагедии передовых людей своего времени, личной трагедии: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует […]...
- Драматургия в творчестве Лермонтова на примере драмы “Маскарад” Драматургия Не занимает у Лермонтова столь значительного места, как поэзия и проза. Тем не менее драматические произведения проникнуты общим для всего лермонтовского творчества идейно-художественным пафосом, сходными мотивами, темами, образами. Ранние драмы Лермонтова в основе своей автобиографичны. В них отражено его трагическое восприятие сложных семейных отношений (“Люди и страсти”, 1830; “Странный человек”, 1831, и др.). Нет […]...
- Идеи патриотизма и тема родины в творчестве Лермонтова В “Бородине” с исключительной силой воплотились идеи патриотизма, тема родины и народа, в нем ярко проявилась гражданская направленность идеологии Лермонтова. “Роковое” поражение гения поставлено здесь в прямую зависимость не от потусторонних сил, над ним стоящих, как это имело место в юношеской лирике поэта, а от борьбы великого народа, отстаивающего свое право на свободу и национальную […]...
- Образ лирического героя в творчесвтве Лермонтова Центральный образ лермонтовской лирики юношеского периода – образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. Это душа мятежная, романтическая, страдающая. Он всегда властвует над событиями и явлениями жизни. Не жизнь подчиняет его себе, а он стремится переделать ее по идеальному образцу. Но вскоре он осознает полную бесплодность своих попыток изменить устоявшийся порядок жизни, и его […]...
- Сочинение на тему: Ранние прозаические произведения Лермонтова Обращение к прозе – закономерный процесс, связанный с новыми явлениями в русской литературе 30-х годов. Лермонтов не мог не быть захвачен этим процессом. Его самое раннее прозаическое произведение – незаконченный исторический роман “Вадим” (1832- 1834). Роман был посвящен чрезвычайно актуальной проблеме: участию дворянина в крестьянском восстании. Вадим с тайными планами мести становится слугой помещика Палицына. […]...
- Анализ лирических мотивов в произведении Лермонтова “Герой нашего времени” М. М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно,- писал Белинский,- что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”. Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как М. Ю. Лермонтов, […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Бородино” “Бородино” (1837) стало первым произведением Лермонтова, в котором раскрывается тема русского народа как активной силы истории. Стихотворение было написано в связи с исполнявшимся 25-летием Отечественной войны 1812 г. В противовес консервативной поэзии и публицистике рассказ о героических подвигах был доверен простому человеку – старому солдату, выражающему народный взгляд на войну. Не случайно рассказчик очень мало […]...
- Литературный анализ стихотворения “Родина” Лермонтова В стихотворении Лермонтова “Родина” Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал: ” Лермонтов… обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение “Родина”, в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято […]...
- Основной эпический жанр поэтики Лермонтова Основным эпическим жанром господствовавшего в русской I литературе 1820-1830-х годов направления, романтизма, был поэмный жанр. Естественно обращение Лермонтова при устремлении к большой форме именно к поэме.1 Для начинающего поэта, к тому же по преимуществу лирика, создание ее представляло большие трудности. Понятен поэтому подражательный характер юношеских поэм Лермонтова. Больше того, в 1827 году тринадцатилетний Лермонтов попросту […]...
- Введение в лирику Лермонтова В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства…. Да, очевидно Лермонтов поэт […]...
- Лирика природы в произведениях Пушкина Среди стихотворении Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силон и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота. С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к […]...
- Литературный анализ поэзий по лирике Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов – самобытный, яркий, талантливый поэт, сумевший оставить заметный след в русской классической литературе. Его поэзия многогранна и прекрасна, в ней Михаил Юрьевич отразил свою мятежную, пылкую, вечно стремящуюся ввысь душу. Кто может, океан угрюмый, Твои разведать тайны? Кто Толпе моей расскажет думы? Я – или Бог – или никто! О чем бы […]...
- Какие основные мотивы лирики Лермонтова? М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т. е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием […]...
- Ведущая тема творчества в лирике А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни. В своем творчестве Пушкин обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относился к тем […]...
- “Дума” сильнейшее стихотворение Лермонтова “Дума” – одно из сильнейших стихотворений Лермонтова, можно сказать, определяющее для всего его творчества. Стихотворение написано в 1838 году, когда только формировалась новая русская интеллигенция и начиналась борьба между западниками и славянофилами, между революционными демократами и либералами. Восстание на Сенатской площади было позади, а жестокие репрессии и гонения, которые предприняло царское правительство по отношению ко […]...
- Пронзительная лирика Анны Ахматовой Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников. Ранняя любовная лирика Анны Ахматовой воспринималась как своеобразный лирический дневник. Однако изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно ее поэзии. Ахматова говорит о […]...
- Роман Лермонтова “Герой нашего времени” роман с “грустной думой” Роман Лермонтова был не только “грустной думой” о времени, но и “грустной думой” о судьбе героя времени. Белинский лучше других понял внутреннюю сущность, объективный смысл образа Печорина, указав на действительность как источник раздвоенности его внутреннего мира. Объективными предпосылками для глубокого постижения романа послужили не только чуткость и проницательность Белинского, но и духовная близость его с […]...
- Анализ поэмы Лермонтова “Песня про купца Калашникова” “Песня про купца Калашникова” (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны ” Бородино ” и “Смерть поэта”). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в воспроизведении народного сознания. Замысел […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива…” М. Ю. Лермонтов и по широте охвата жизненных явлений, и по совершенству их художественного выражения – гениальный преемник А. С. Пушкина. В. Г. Белинский писал про него: “По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих […]...
- Окружающий мир в лирике М. Ю. Лермонтова Окружающий мир воспринимается и оценивается лирическим героем Лермонтова сквозь призму собственного духовного опыта. Он затрагивает героя не самим своим существованием, но постольку, поскольку определяет нечто важное в его духовном бытии. Напряженная духовная жизнь героя заставляет его поначалу предполагать и в окружающих столь же интенсивные духовные поиски. Открытие, что люди в большинстве своем решают вопросы быта, […]...
- Краткий анализ реалистических поэм Лермонтова Реалистические поэмы. В середине 30-х годов Лермонтов создал несколько поэм реалистического плана. “Тамбовская казначейша” (1837 – 1838) прямо связана с пушкинскими традициями: не случайно она написана онегинской строфой. В ней Лермонтов иронически изображает военный и чиновничий быт провинциального города. Вслед за Пушкиным Лермонтов обращался к реалистическому принципу изображения повседневной действительности без кровавых эпизодов и страстей. […]...
- Сочинение анализ ранних поэм Лермонтова Ранние поэмы. К жанру поэмы Лермонтов обращается в самом начале своего творческого пути. Всего он написал около 30 поэм,- большинство из них в ранний период. Поэмы появляются у юного поэта в неразрывной связи с его лирикой; в них развиваются те же идеи, темы, мотивы, образы. Внимание Лермонтова к поэме объясняется тем, что этот жанр, сохраняя […]...
- Стихотворение Лермонтова “Из Паткуля” Для того чтобы стал ясен смысл этого послесловия и вся острота соседства стихотворения с антикрепостнической’ драмой, в которой Лермонтов бросает вызов дворянскому обществу, необходимо выяснить, кто такой Паткуль и почему Лермонтов назвал стихотворение “Из Паткуля”. Иоганн-Рейнгольд Паткуль – подлинная историческая личность. Паткуль – политический деятель Лифляндии, видевший в присоединении к России спасение своей родины от […]...
- Сочинение доклад: Лицейский период творчества Пушкина С Пушкина начинается новый этап в истории русской литературы. Все ее предшествующее развитие подготовило появление гениального поэта, который сыграл великую роль в развитии не только русской культуры, но и культуры народов и всего человечества. Шесть лет, которые Пушкин провел в Царскосельском лицее, имели очень большое значение для его идейного и творческого роста. Здесь он осознал […]...