Героическая тематика в стихах Лермонтова
Поэтика насыщена гражданской и революционной тематикой. В этой маленькой тетради находятся такие стихотворения, как “Песнь барда” и ” 10 июля. (1830)” (“Опять вы, гордые, восстали…”). Эти два стихотворения непосредственно следуют одно за другим. “Песнь барда” помещена на развороте со стихотворением “Булевар” – сатирой на светское общество Москвы. Прозаическое вступление к “Булевару” с пожеланием, чтобы “перо в палку обратилось”, очень сильно звучит рядом с гражданской темой стихотворения “Песнь
Старик-бард сменил юношу-певца. Певец превратился из юноши в старца, потому что сам Лермонтов мечтает теперь о том, чтобы совершать подвиги, и уже не удовлетворяется тем, чтобы воспевать их. Дальнейшее развитие революционной и гражданской тематики мы наблюдаем в тетради, относящейся к осени 1830 года 2. В этой небольшой тетради находится
“Славное было время, – вспоминает Герцен, – события неслись быстро. Едва худощавая фигура Карла X успела скрыться за туманами Голи руд а 3, Бельгия вспыхнула, трон короля-гражданина качался; какое-то горячее революционное дуновение началось в прениях, в литературе. Романы, драмы, поэмы, – все снова сделалось пропагандой, борьбой”. Юноша Лермонтов писал:
Есть суд земной и для царей. Провозгласил он тзой конец; С дрожащей головы твоей Ты в бегстве уронил венец. И загорелся страшный бой; И знамя вольности как дух Идет пред гордою толпой. И звук один наполнил слух; И брызнула в Париже кровь. О! чем заплатишь ты, тиран, За эту праведную кровь, За кровь людей, за кровь граждан
Здесь же помещено стихотворение, обращенное к Новгороду, одна из лирических вариаций на ту же тему, что и поэма “Последний сын вольности”. Борьбу Новгорода за вольность юноша-поэт сближает с современностью, с восстанием декабристов.
Сыны снегов, сыны славян, Зачем вы мужеством упали? Зачем?.. Погибнет ваш тиран, Как все тираны погибали! До наших дней при имени свободы Трепещет ваше сердце и кипит Есть бедный град, там видели народы Все то, к чему теперь ваш дух летит.
Героическая тематика находит свое выражение и в стихотворении “Могила бойца”. Оно помещено на той же странице, где и стихотворение “Новгород”. Итогом внутренней жизни Лермонтова 1830 года является поэма “Последний сын вольности”. Поэма, с посвящением его другу Н. С. Шеншину, набело переписана в тетрадь обычного ученического формата. В этой поэме воплощаются мечты о подвигах, о революционной борьбе, владеющие Лермонтовым в 1830 году. Тетрадь заканчивается решением Лермонтова перейти к созданию прозы. Во второй половине июля, в Середникове, Лермонтов снова возвращается к поэме ” Демон “. Аккуратно переписав семь куплетов третьего’ варианта поемы (“По голубому небу пролетал…”), Лермонтов решительно проводит черту слева направо, через всю страницу, и под чертой широко и размашисто пишет: “Я хотел писать эту поэму в стихах, но нет – в прозе лучше”.
В декабре 1831 года у Лермонтова созревает план исторического произведения из эпохи героической борьбы русского народа с татарами. Замыслом произведения о Мстиславе Черном из времен татарского нашествия и заканчивается тетрадь.
В то же время в сознании Лермонтова оформляется мысль, что литературный труд может быть приравнен к подлинной борьбе. Год назад литературная деятельность не удовлетворяла Лермонтова. Теперь он видит в ней одну из форм активной борьбы за счастье родины. В развернутом плане поэмы о Мстиславе, помещенном уже в следующей тетради 2, есть мысль о гражданской и патриотической роли искусства. Мстислав, умирая, просит рассказать о его подвигах певцу, который сложит о них песню, “чтобы этой песнью возбудить жар любви к родине в душе потомков”. Мысль о воспитательной роли искусства, стимулирующего людей на подвиги борьбы, здесь сформулирована совершенно четко. От этой мысли, высказанной в плане поэмы о Мстиславе, путь ведет к стихотворению “Поэт”, в котором Лермонтов семь лет спустя выразил свое миропонимание поэта-гражданина.
Яркой, выразительной иллюстрацией нового отношения Лермонтова к своему творчеству служит тетрадь с дополненной и набело переписанной драмой “Странный человек”, которая относится к концу 1831 года. После драмы помещен черновик небольшого лирического стихотворения, которое живо перекликается с содержанием драмы и является своеобразным послесловием к ней.