Экзаменационное сочинение

Экзаменационное сочинение выполняет контролирующую функцию. Оно дает возможность проверить экзаменующегося всесторонне. Если речь – это акт интеллектуальной деятельности, значит, сочинение, как и устный ответ, отражает уровень интеллектуального развития его автора. Так как сочинение посвящено художественному произведению, литературному герою или исторически достоверным фактам, но осмысляемым пишущим с точки зрения его эстетического идеала, то в сочинении отражается уровень эстетического и нравственного развития экзаменующегося.

Сочинение дает возможность судить и о сумме фактических знаний по литературе, их глубине, осознанности, об умении учащегося обращаться с ними, о наличии мыслительно-речевых навыков, необходимых для того, чтобы его речь воздействовала на других. Вот почему экзаменационное сочинение нежелательно заменять диктантом.

Контролирующая функция экзаменационного сочинения определяет характер тем, предлагаемых абитуриентам и выпускникам подготовительных отделений. Но содержанию и формулировкам они не отличаются от школьных экзаменационных тем. Это или темы по художественным произведениям, изученным в школе (например,

Красота и мудрость лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя ” Мертвые души “), или по художественным произведениям, прочитанным самостоятельно (например, Герой-труженик в новейшей советской литературе), или “свободные” темы (например, Человек подвига в моем представлении).

С точки зрения грамматического (синтаксического) оформления темы могут быть даны в виде понятия (например, Тема поэта и поэзии в русской классической литературе), в виде вопроса (например, Над кем смеется и кого прославляет Н. В. Гоголь в своем творчестве?), в виде суждения (например, Мы нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир).

Содержание темы (материал, на котором она может быть раскрыта), ее грамматическое оформление, целевая установка пишущего – все это определяет тип речи, жанрово-композиционные особенности сочинения, а также эмоциональный настрой автора. Следовательно, овладеть умением писать сочинение – значит усвоить особенности различных жанров письменной речи и научиться практически ими пользоваться. Поэтому в данном пособии мы исходим из жанрового принципа обучения сочинениям. Жанровым принципом условно называют раздельное обучение сочинению-описанию, сочинению-повествованию, сочинению-рассуждению.

Очень часто абитуриенты и выпускники подготовительных отделений пишут сочинения без психологической установки на определенный жанр речи. Игнорируя жанровый принцип, экзаменующийся тем самым отрицает план сочинения (и как “программу словесных действий”, и как композиционный план текста сочинения) и нормативность словоупотребления, так как все это определяется жанром. А неумение выбрать жанрово-композшщонную форму высказывания и средства словесного выражения, соответствующие ей, – и есть главные признаки неразвитой речи.

Итак, что же значит развивать свою речь? Общеизвестно, что развивать речь – это учиться пользоваться в своей речевой деятельности литературным языком. Конечная цель работы над развитием речи – формирование самостоятельного (т. е. собственного) литературного слога. “Умственное совершеннолетие начинается для человека только тогда, когда его слог устанавливается и принимает свой последний склад” ( Герцен ).

Наиболее эффективной системой работы по формированию литературного слога является, на наш взгляд, такая система, которая построена на соотнесении понятий язык – речь – слог. Причем эту соотнесенность должен иметь в виду и тот, кто учит, и тот, кто учится: установка на развитие самостоятельного литературного слога требует расширения представлений о языке, хотя бы в плане терминологическом.

Язык – это “система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе” 6.

Речь – “один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива”7.

С л о г – это совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Слог – это “манера писать или говорить, излагать свои мысли”8. Из этих двух определений видно, что понятие “слог” имеет широкий и узкий смысл, о чем скажем позднее, в связи с объяснением понятия стиля.

Язык подразделяется на литературный и нелитературный. “Литературный язык – общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов – язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определенным историческим закономерностям”9. Литературный язык, в отличие от нелитературного, – это язык обработанный, “отшлифованный”. “Основными признаками национального литературного языка являются его тенденция к всенародности или общенародности и нормативность. Понятие нормы – центральное в определении национального литературного языка (как в его письменной, так и в разговорной форме)” 10.

Какое отношение это имеет к сочинению? Самое прямое: прежде всего экзаменационное сочинение должно быть написано на литературном языке. Все другие требования являются производными от этого. Таким образом, чтобы написать сочинение на литературном языке, надо научиться подчинять свою речь нормам литературного языка (писать “раскованно”, не сообразуясь ни с какими правилами,- умеет каждый). Разумеется, такое подчинение “сковывает” речь, но “блажен, кто крепко словом правит и держит мысль на привязи свою” ( Пушкин ).

Литературный язык имеет свою структуру. Он представляет собой систему стилей, обслуживающих различные функции языка и называемых языковыми, или функциональными, стилями. “Языковой стиль – это разновидность общенародного языка, сложившаяся исторически и характеризующаяся известной совокупностью языковых признаков, часть из которых своеобразно, по-своему, повторяется в других языковых стилях, но определенное сочетание которых отличает один языковой стиль от другого”.

Если пишущий в соответствии с темой сочинения и материалом, подобранным для него, хочет писать в жанре статьи, значит ведущим способом изложения будет рассуждение, которое имеет свои законы построения, свои особенности использования языковых средств. Инородные речевые элементы в рассуждении допустимы в той мере, в какой в нем будут иметь место другие способы изложения: в аргументирующей части рассуждения могут быть элементы описания и повествования, следовательно, и соответствующие средства словесного выражения. Если пишущим выбран жанр рассказа, значит главным способом изложения будет повествование; если выбран жанр литературного портрета, значит ведущим способом изложения будет описание, а другие способы изложения займут подчиненное положение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Экзаменационное сочинение