Анализ творчества Пушка периода южной ссылки

Испуганное ростом освободительного движения, широким распространением пушкинских вольнолюбивых стихов, царское правительство весною 1820 г. сослало поэта на юг. Он отправился в Екатеринослав (ныне – Днепропетровск): там находилась канцелярия генерала Ин-зова, к которой Пушкин был прикомандирован. В Екатеринославе поэт познакомился с героем войны 1812 г. генералом Н. Н. Раевским и вместе с его семейством совершает поездку на Кавказ, а затем и в Крым. После четырехмесячного путешествия, оставившего в жизни и в творчестве Пушкина неизгладимый

след, он переезжает в Кишинев, куда к тому времени был переведен штаб Инзова.

Кишинев был тогда одним из центров декабристского движения. Пушкин попадает в круг будущих деятелей Южного общества, знакомится с Пестелем, о котором записал: “Умный человек во всем смысле этого слова”. Пушкин часто покидал Молдавию. Он совершал поездки по Украине, в частности, гостил в имении Давыдовых (тогда оно входило в Киевскую губернию, теперь находится на территории Черкасской обл.), встречался с такими видными деятелями декабристского движения, как М. Ф. Орлов, И. Д. Якуш-кин и др.

Впечатления, навеянные на Пушкина пребыванием

на Кавказе, в Крыму, встречи с декабристами в Кишиневе и на Украине – все это способствовало идейному росту поэта, дальнейшему развитию его таланта, углублению его духовных исканий. Лирические стихи, написанные Пушкиным в этот период, носят ярко выраженный романтический характер. Сама атмосфера южной природы, моря, свободной стихии предопределяла до известной степени образную систему его лирики.

Одно из лучших стихотворений Пушкина южного периода “К морю” (1824) не случайно начинается словами “Прощай, свободная стихия”. Они определяют основную идейно-эмоциональную тональность произведения, выделяя романтический мотив природы, моря как идеал свободы и независимости.

Эти же мотивы характерны для стихотворения “Узник” (1822), где темнице, тюрьме контрастно противопоставлен иной мир, определяемый романтическими образами белеющих гор, синего моря, ветра и т. д. Для Пушкина свобода – мощное стихийное, чувство, присущее всему на земле – и орлу, и человеку. Лирическое стихотворение наполняется политическим смыслом.

Идея свободы и независимости разрабатывалась романтиками и при обращении к теме поэта и поэзии. Особенно отчетливо это проявлялось у декабристов. Пушкин в этом плане также был их союзником. Его обращение к легендарной русской истории в балладе “Песнь о вещем Олеге” (1822) нужно воспринимать в контексте декабристской поэзии. Поэт в понимании Пушкина наделен пророческим даром, он может предвидеть будущее, он независим в своем творчестве.. Никакие угрозы властей его не пугают, он служит одной только правде. Именно так строится конфликт князя и вдохновенного кудесника в “Песне о вещем Олеге”:

Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…

Вещим и мудрым оказывается в конечном счете кудесник (поэт), а вовсе не князь.

Представление о высоком предназначении поэта и поэзии закономерно приводило Пушкина к дальнейшему расширению тематического диапазона его лирики. В стихах периода южной ссылки он пишет об испанской революции и о восстании в Неаполе (“В. Л. Давыдову”, 1821). Когда поэт узнал о восстании в Греции, он сам пожелал принять в нем участие (“Война”, 1821; “Гречанке”, 1822). Одно из наиболее острых политических стихотворений Пушкина этих лет – “Кинжал” (1821) – было воспринято многими декабристами как призыв к цареубийству. Однако поражение народно-освободительных движений в Европе, торжество реакции приводили к появлению у Пушкина элементов разочарованности, скептицизма (“Свободы сеятель пустынный…”, 1823, “Недвижный страж дремал…”, 1824). Эти настроения в определенной степени отразились и в его романтических поэмах, созданных на юге.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Анализ творчества Пушка периода южной ссылки