Анализ творчества Пушка периода южной ссылки
Испуганное ростом освободительного движения, широким распространением пушкинских вольнолюбивых стихов, царское правительство весною 1820 г. сослало поэта на юг. Он отправился в Екатеринослав (ныне – Днепропетровск): там находилась канцелярия генерала Ин-зова, к которой Пушкин был прикомандирован. В Екатеринославе поэт познакомился с героем войны 1812 г. генералом Н. Н. Раевским и вместе с его семейством совершает поездку на Кавказ, а затем и в Крым. После четырехмесячного путешествия, оставившего в жизни и в творчестве Пушкина неизгладимый
Кишинев был тогда одним из центров декабристского движения. Пушкин попадает в круг будущих деятелей Южного общества, знакомится с Пестелем, о котором записал: “Умный человек во всем смысле этого слова”. Пушкин часто покидал Молдавию. Он совершал поездки по Украине, в частности, гостил в имении Давыдовых (тогда оно входило в Киевскую губернию, теперь находится на территории Черкасской обл.), встречался с такими видными деятелями декабристского движения, как М. Ф. Орлов, И. Д. Якуш-кин и др.
Впечатления, навеянные на Пушкина пребыванием
Одно из лучших стихотворений Пушкина южного периода “К морю” (1824) не случайно начинается словами “Прощай, свободная стихия”. Они определяют основную идейно-эмоциональную тональность произведения, выделяя романтический мотив природы, моря как идеал свободы и независимости.
Эти же мотивы характерны для стихотворения “Узник” (1822), где темнице, тюрьме контрастно противопоставлен иной мир, определяемый романтическими образами белеющих гор, синего моря, ветра и т. д. Для Пушкина свобода – мощное стихийное, чувство, присущее всему на земле – и орлу, и человеку. Лирическое стихотворение наполняется политическим смыслом.
Идея свободы и независимости разрабатывалась романтиками и при обращении к теме поэта и поэзии. Особенно отчетливо это проявлялось у декабристов. Пушкин в этом плане также был их союзником. Его обращение к легендарной русской истории в балладе “Песнь о вещем Олеге” (1822) нужно воспринимать в контексте декабристской поэзии. Поэт в понимании Пушкина наделен пророческим даром, он может предвидеть будущее, он независим в своем творчестве.. Никакие угрозы властей его не пугают, он служит одной только правде. Именно так строится конфликт князя и вдохновенного кудесника в “Песне о вещем Олеге”:
Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…
Вещим и мудрым оказывается в конечном счете кудесник (поэт), а вовсе не князь.
Представление о высоком предназначении поэта и поэзии закономерно приводило Пушкина к дальнейшему расширению тематического диапазона его лирики. В стихах периода южной ссылки он пишет об испанской революции и о восстании в Неаполе (“В. Л. Давыдову”, 1821). Когда поэт узнал о восстании в Греции, он сам пожелал принять в нем участие (“Война”, 1821; “Гречанке”, 1822). Одно из наиболее острых политических стихотворений Пушкина этих лет – “Кинжал” (1821) – было воспринято многими декабристами как призыв к цареубийству. Однако поражение народно-освободительных движений в Европе, торжество реакции приводили к появлению у Пушкина элементов разочарованности, скептицизма (“Свободы сеятель пустынный…”, 1823, “Недвижный страж дремал…”, 1824). Эти настроения в определенной степени отразились и в его романтических поэмах, созданных на юге.