Тpагедия Раскольникова

В центpе pомана Ф. Д. Достоевского “Пpестyпление и наказание” хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим.

В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил
прекрасными качествами: Родион был “замечательного хорош собою, с прекрас-
ными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен.” В его поступ-
ках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого
достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников
воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает
из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает
деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает
тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и
низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин – преданнейший друг Раскольни-
кова, Соня – несчастное создание, жертва гниющего общества, восхищаются
им, даже его преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает ува-
жение у следователя

Парфирия Петровича – очень умного человека, догадавше-
гося раньше всех о его преступлении.

И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это
могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный,
страдающий за “униженных и оскарбленных”, совершил убийство “по теории”,
реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысход-
ностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился,
и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови
по совести”, а теория вылилась в преступление.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет
действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь
жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя
противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и
своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лу-
жиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два ха-
рактера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, “все дозволено.”
“Мы одного поля ягоды,” – говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион по-
нимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, “перешаг-
нули через кровь”.
Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Пер-
вый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновремен-
но добрый, честный человек, совершает ряд добрых поступков, таких как, нап-
ример, огромная помощь детям Мармеладовых, но в то же время на его совести
оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петров-
ны. Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя
назвать его и “серостью”, скорее, это человек, в душе которого борется доб-
ро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но к сожалению, в ре-
зультате берет свое зло – Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством. С
Лужиным несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в своих меч-
тах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он
сам. Такого человека невозможно противопоствлять Родиону Раскольникову.
Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна
была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех воз-
можных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувство-
вавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей: он не мо-
жет находится рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, он,
словно ножницами, отрезал себя от всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова
на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”,
“вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыноси-
мым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоя-
тельность своей теории “сильного человека”, она не выдержала проверки жиз-
нью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей.
И в этом тоже трагедия Раскольникова.

Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все
стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеж-
дается: эти муки совести сильнее наказания катаргой.
И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход
из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за
свое преступление.

Очень чутко, во многом пророчески Достоевский понял уже в девятнадца-
том веке роль идей общественной жизни. С идеями – по Достоевскому – нельзя
шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной
силой для человека, и для общества в целом.



Образ рафаловича перехресні стежки.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Тpагедия Раскольникова