Тема природы в поэме “Мороз Красный Нос”

Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского “Зимнего утра”. Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется “мороз и солнце”, “солнечная зима”. Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: “Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет”. У Некрасова: “Морозно. Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди…”, “Равнина в алмазах блестит…”

Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему. Пушкин

рисует радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. Некрасов изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев.

Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг. Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой.

Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.

В

лесу, куда входит Дарья, покой кажется “мертвым”, “могильным”, потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,- все находимся под впечатлением похорон Прокла… Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и “глухой, сокрушительный вой” несчастной вдовы.

Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем – и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье.

Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:

Придет-то весна красная, Запоют-то в лесу пташечки Загорюем-то мы, сироточки, Без родного-то батюшки!

Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:

Вытечет, вытечет за ночь Вся наша матушка-рожь… Где же ты, Прокл Севастьяныч? Что пособлять не идешь?..

Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и “чистых” размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания.

Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания – его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца – Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями).

И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала “темный лес”, “серый волчище”, выходящий из лесу: “Чью он овцу унесет?”, “черная туча” над деревней, “стрела громовая”: “В чей она дом угодит?” Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин:

Вести недобрые ходят в народе, Париям недолго гулять на свободе, Скоро-рекрутский набор!






Казка мужний барри.
Тема природы в поэме “Мороз Красный Нос”