Раздумье над романом О. Гончара “Собор”

Растут сейчас в нашей стране соборы и церкви. Каждый год только и слышно: то появилась часовня, то выстроили храм, то рождается молитвенный дом. Что это: дань моде, или люди и в самом деле поняли, что своей бездуховностью они сделали хуже только себе и поэтому рождаются люди, которые имеют лишь пустошь в сердце или, как еще говорят, “груду кирпича”?

Об этом предупреждал Олесь Гончар много лет тому назад. Но не прислушались к его голосу, так как очень много было равнодушных… Стоит, будто великан, среди Зачиплянки собор. Он пришел к нынешнему

поколению, как упоминание о том, что происходило много лет и столетий тому назад, он видел многое. Недаром люди, чистые сердцем и душой, ощущают немую музыку его “округлых, гармонично объединенных куполов”. Такие люди, на мой взгляд, имеют в душе “храм”, “собор”, соборность. Они понимают, что человек появляется на свет не для того, чтобы разрушать, издеваться и убивать, а чтобы жить, любить все вокруг, уважать то, что оставили по наследству предки. Прервав связь между поколениями, мы “прервем” нашу историю, нашу вековую память. Тогда через несколько десятков лет никто просто не сможет вспомнить, что происходило
в прошлом, что волновало наших предков, почему они так ценили эти величественные здания-соборы. Собор в Зачиплянке – это “гордая поэма степного казацкого зодчества”. Он давно уже не то сооружение, которым так гордились строители-казаки, которое отстаивал перед лицом смерти Дмитрий Яворницкий. Но он все-таки не “мираж”, так как существует не только в сердцах Николая Баглая или Изота Ивановича Лебеды. Собор – это творение, к которому приходит многие люди: “Весь край разукрашивал этот собор, украшал святых рушниками”. Он не только возвращает в прошлое, он предоставляет пропуск в будущее.

Ведь именно от созерцания на эту памятку истории, от понимания ее необходимости “строится” в душе человеческой свой, особый собор. Хоть и не каждый человек может увидеть в облупленном, заброшенном сооружении величие и красоту народа. Это человек, который имеет в душе лишь “груду кирпича”. Недаром Изот Иванович разделяет людей на мастеров и браконьеров: “Тот строит, тот разрушает”. Становится очень досадно, что не все люди могут понять, для чего нам нужны соборы. Таким людям, как Володька Лебеда, лучше не иметь такого здания, так как не надо будет ремонтировать, тратить на это деньги. Целесообразнее выстроить кафе, которое будет их приносить. Володька Лебеда, выдвиженец и отцепродавец, не понимает, что деньги не главное в жизни, что постоянные мысли только о них подчеркивают бездуховность человека. И невольно стоит вопрос, который так волновал Николая Баглая: “А в чем же твоя душа увековечит себя?” В кафе или все же таки в соборе? Я думаю, что более важным является величественный храм, так как без него “не остались бы мы в полном понимании слова людьми”. И братья Баглаи, и Елька, и Верунька, и Изот Лебеда – люди, которые навсегда соединили свою жизнь с природой, с историей, с культурой Украины, имея в душе “собор” человечности, “собор” вечного желания добра, “собор” большой человеческой любви. Каждое поколение мечтает о том, что память о нем будет жить всегда.

Поэтому и строятся соборы памяти, и будут стоять они до тех пор, пока будут люди с горячими сердцами, люди, духовно богатые; будут стоять, как стоит собор в романе О. Гончара: “и пока багровеет, дышит небо по всему Надднепровью, стоит среди заводского поселка, весь освещенный, парусно-полный и чистый, как тогда в прошлом, когда впервые здесь возник, родился из души своих мудрых и сильных мастеров”.






Роль митця у суспільстві.
Раздумье над романом О. Гончара “Собор”