Публий Овидий Назон

Этот, по словам Пушкина, “певец любви”, происходил из старинного “всаднического” рода. Он родился в городе Сульмоне, получил хорошее образование в Риме, готовил себя к адвокатской деятельности и считался блестящим оратором и декламатором. Но верх одержала все же тяга к поэзии, проявившаяся в ранние годы. Дебютировал он сборником элегий “Любовные элегии”; главная героиня, муза поэта, выведена под именем Коринны, древней беотийской поэтессы. Овидий изображает себя идущим в цепях за колесницей Амура. Другая книга Овидия – “Героиды”

– стихотворные послания мифологических героинь к своим мужьям и возлюбленным, с которыми они пребывают в разлуке. Демонстрируя проникновение в женскую психологию, Овидий фантазирует, что могли бы написать Медея – Ясону, Дидона – Энею, Пенелопа – Одиссею, Федра – Ипполиту. Широкую известность приобрела и его книга “Наука любви”, пародийный дидактический трактат о том, как следует добиваться успеха на любовной ниве. Трактат адресовался как мужчинам, так и женщинам.

Овидий “наставляет”, как находить предмет любви, как добиться его расположения, как любовь удержать. В подобной шутливой

манере написана и вторая книга, противоположного содержания, “Средства от любви”. Она содержит советы безнадежно влюбленным, причем самый надежный – это поскорее найти новую возлюбленную. Овидий был уже известным поэтом, немолодым человеком и, казалось, баловнем судьбы, когда в его жизни произошла катастрофа: в 8 г. н. э. император Август велит ему отправиться в изгнание. Причины сей немилости до сих пор не вполне ясны; выдвигаются разнообразные версии. Официально поэт обвинялся в “безнравственности”, в том, что его произведения, дескать, подрывали усилия императора, направленные на укрепление морали, семейной жизни. Овидий был сослан на берег Черного моря в город Томы (ныне Констанца), что на территории современной Румынии. Вдали от Рима, привычной обстановки и друзей Овидий страдал, жаловался на судьбу, это нашло отражение в его поэтических книгах “Скорбные элегии” и “Письма с Понта”. Он обращается к друзьям, к императору с просьбой облегчить свою участь. После смерти Августа у Овидия затеплилась надежда на возвращение в Рим. Он отправлял письма к новому императору, Тиберию, как известно, обладавшему большими познаниями в литературе, но безуспешно. Овидий так и умер в изгнании.

В городе Констанце в Румынии возвышается памятник Овидию Назону с надгробной надписью, эпитафией, сочиненной им самому себе: “Я здесь лежащий, я тот, кто шалил, любовь воспевая, Даром погублен своим. Имя поэта Назон, Ты же” мимо идущий, коль сам любил ты, промолви: “О, да будет легка праху Назона земля”.

Главное произведение Овидия – “Метаморфозы” (“Превращения”), поэма, состоящая из 15 книг, – бесценный кладезь мифологических сюжетов (их около двухсот), каждый из которых завершается “превращением” богов и людей в. животных, растения, минералы, источники, реки, созвездия. Начинается поэма, а все события разворачиваются здесь в хронологическом порядке, первым превращением хаоса в землю и завершается превращением Юлия Цезаря в комету. Благодаря Овидию читатели получили изящно и красочно изложенные мифы, ныне всемирно известные: о Дедале и Икаре, об Орфее и Эвридике, Филемоне и Бавкиде, о Нарциссе и многие другие. Римская мифология, главным образом сказания, связанные с римскими праздниками, получила воплощение в книге Овидия “Фасты” (“Месяцеслов”).

Овидий был исключительно популярен в эпоху Возрождения. Сюжеты его “Метаморфоз” перерабатывались в новеллы, в либретто опер и балетов. В России его очень любил Пушкин. Находясь в южной ссылке, в частности в Бессарабии, недалеко от тех мест, где когда-то тосковал римский поэт, Пушкин сочувственно вспоминал его судьбу (стихотворением “К Овидию”, в поэме “Цыганы”). В стихотворении “Желания” Пушкин писал: “В моих руках Овидиева лира, Счастливая певица красоты, Певица нег, изгнанья и разлуки”.






Ти і твій хліб.
Публий Овидий Назон