Образ Кожуха в романе “Железный поток”
Перед Серафимовичем, встречавшимся и с Е. И. Ковтюхом, прототипом Кожуха, вставала картина коллективного самовоспитания народа, подвига, трагических раздумий, сотворения свободы через самоограничение, дисциплину, борьбу с анархией. Крестьянская масса в романе говорит на “кубанской мове” (смеси русских слов с украинизмами), писатель даже Кожуха, вожака армии, чаще всего не выделяет из весьма зрелищной толпы, называет условно “он”, погружает в состояние “каменного молчания”, весь роман благодаря этому превращается в удивительнейшую
“Поэтика” митингов, импульсивных коллективных раздумий над изменчивой ситуацией, усилия людей-великанов с младенчески-наивными лицами, мгновенных реакций с криками, даже воплями и самосудом… Некоторые писатели 20-х годов даже главы романов называли “волнами”, “залпами”, как бы имитируя развитие, действия людских множеств. Серафимович этот стилистический “грим” не накладывает, но уже
“- Знамо, завели,- густо отдались солдатские голоса, темно колыхнувшись штыками. – Куда же мы теперь? – До Екатеринодара. – Та там кадеты. – Некуда податься… У ветряка стоит он (т. е. Кожух.- В. У.) с железными челюстями и тоненько смотрит острыми, как шило, глазами. Тогда над толпой непоправимо проносится: – Прода-али! …Судорога побежала по толпе, и стало тесно дышать”.
Толпа – это голодный зверь, природа которого не знает насыщения. Ее жизнеощущения, массовые митинговые порывы – страшно, “непоправимо” опасны: у толпы лица нет, она устремляется на все хрупкое, слабое, способна растерзать даже… своего спасителя и потом горько покаяться!.. Прежде чем начать говорить, убеждать эту безликую, живущую на грани озверения и малодушия толпу, Кожух вынужден был броситься к пулемету и дать усмиряющую очередь поверх голов… А ведь собраны в этой толпе отнюдь не жестокие люди – вроде той же бабки Гор-пины с дедом, везущих домашний скарб, матерей с грудными детьми, вчерашних пахарей, даже еще и не обутых в солдатские сапоги.
Первородный “грех”, т. е. насилие, диктат со стороны Кожуха,- только в конце похода таманцы “увидят”, что у него глаза синие, сейчас и они серо-стальные! – возникает не потому, что у него была неограниченная власть, воля к деспотизму и т. п. Еще Ф. Энгельс говорил в свое время, что социальная революция сначала “должна брать вещи такими, какими она их найдет, и бороться с наиболее вопиющим злом при помощи имеющихся налицо средств”. Воля, приказ, даже устрашение дезертиров, мародеров, людей социального дна – вот то “железо”, те средства самоспасения, что были под рукой. Другое дело – нельзя их абсолютизировать на века…