Н. Г. Помяловский (1835-1863)

Н. Г. Помяловский (1835-1863) – сын дьячка. Получив образование в духовном училище, а затем и семинарии, он решительно отверг открывающуюся перед ним карьеру служителя церкви и посвятил всю свою недолгую жизнь литературе. Показательно, что крупнейшие свои произведения он отдает в ведущий демократический журнал эпохи – “Современник” определяя тем самым свое место в литературном движении эпохи.

Две повести Помяловского – “Мещанское счастье” (1861) и “Молотов” (1861) – являются воплощением одного и того же художественного

замысла. Сделав одним из первых и русской литературе разночинца главным действующим лицом своих повестей, Помяловский стремился прояснить для читателя процесс социально-этического самосознания своего героя. Идейное столкновение “умственного пролетария” Молотова с либеральными помещиками Обросимовыми отражал тот процесс окончательного размежевания демократов и либералов, который привел к открытому конфликту в конце 50-х годов. О поисках разночинцем своего места в жизни идет речь во второй повести – “Молотов”. Разрыв с Обросимовыми заставляет героя Помяловского задуматься о необходимости личной
независимости, материальной обеспеченности. Так происходит эволюция Молотова к “благонамеренной чичиковщине”. Писатель нисколько не идеализирует своего героя, показывая ограниченность его идеалов. Повесть заканчивается словами, заставляющими вспомнить финальную фразу гоголевской “Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”: “Тут и конец мещанскому счастью. Эх, господа, что-то скучно”.

При создании своих повестей Помяловский использовал художественный опыт Тургенева, но одновременно и полемизировал с ним. Так, в отличие от автора ” Рудина ” и “Дворянского гнезда” структурным центром повестей Помяловского становится социальный, а не любовный конфликт. Повествование о реальных жизненных трудностях героя-разночинца, данного в процессе его духовного формирования (чего не было у Тургенева), имело большое общественно-воспитательное и литературное значение.

Среди произведений Помяловского важное место занимают “Очерки бурсы”, построенные во многом на автобиографическом материале. В замечательных по силе и художественной выразительности очерках созданы колоритные образы бурсаков и их учителей, раскрыт мир застоя и косности, господствовавших в духовных училищах. Значение “Очерков бурсы” велико не только в плане чисто познавательном. Помяловский создал произведение, полемически противопоставленное воспоминаниям о детстве писателей-дворян. Никаких добрых чувств и светлых воспоминаний нет в его очерках, только злость и горечь звучат там при мысли о духовно искалеченных людях, о загубленных детстве и юности.

В “Очерках бурсы” нет единого последовательно развивающегося сюжета, нет и главного действующего лица. Отдельные зарисовки, блестяще построенные диалоги, сценки, бытовые подробности создают в общей сложности цельную и выразительную картину, производящую сильное впечатление на читателей пак раз отсутствием внешней литературной “гладкости”. Правдивость изображаемого подчеркивается и своеобразным языком очерков, включающим бурсацкий жаргон, элементы церковно-кпижной речи, формы просторечия и т. д.

Одновременно с “Очерками бурсы” Помяловский работал над романом “Брат и сестра”, который должен был охватить широкий круг русской действительности. К сожалению, роман не был закончен.

Произведения Помяловского пользовались большой популярностью у демократического читателя. Писарев посвятил ему две статьи (“Роман кисейной девушки” и “Погибшие и погибающие”). Чернышевский писал о Помяловском как о “сильнейшем писателе своего времени”: “Это был человек гоголевской и лермонтовской силы”.

Иван Франко, исключительно высоко ценивший Помяловского, еще в 1877 г. перевел первый раздел “Очерков бурсы” и опубликовал его со своим предисловием. Он писал, что в очерках русского писателя отразилась живая, трезвая правда фактов, горячая и честная душа, ясные и твердые убеждения. Все это делает Помяловского,- заключал Франко,- “близким и дорогим сердцу каждого, кто и сам искренне и горячо желает счастья несчастным и воли невольникам”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Н. Г. Помяловский (1835-1863)