Бессмертные Сказки Гофмана

Архивариус Линдгорст – заурядный чиновник, ничем не примечательный бюргер – оказывается в то же время могущественным волшебником, повелителем царства Саламандр, а бедный студент-неудачник, рассеянный мечтатель Ансельм, у которого все валится нз рук и даже бутерброд норовит упасть маслом вниз, после многих мытарств получает в жены Серпентину, дочь архивариуса Линдгорста, и переносится с ней в царство красоты и поэзии – Атлантиду (“Золотой горшок”).

Из-за того что видимость не совпадает с сущностью, мнимые достоинства и кажущиеся

добродетели выдаются за подлинные. Материальные и духовные блага делают счастливыми не тех, кто их создает, а тех, кто ими владеет. Маленький уродец Цахес благодаря трем золотым волоскам, посаженным ему на темя феей-покровительницей, может без труда присваивать себе чужие способности и заслуги, чужой труд и даже чужую любовь. Поэт читает свои стихи, но аплодируют Цахесу; красавица Кандида любит студента Бальтазара, но, увидев Цахеса, переносит на него свои чувства. Злобный карлик становится первым министром и поселяется в роскошном дворце, пока, наконец, один добрый волшебник не открывает Баль-тазару секрета
трех золотых волосков. Стоило их вырвать и сжечь, как мигом исчезло наваждение: Цахес предстал перед всеми в истинном свете – как глупый, жадный, бессердечный уродец. Теряется обманчивая видимость, остается мерзкая сущность.

Но при этом сатирическая буффонада разыгрывается не в тридесятом царстве, а в столице “всамделишного” немецкого княжества, которым правит с помощью всяких проходимцев и шарлатанов “светлейший” князь Пафнутий, отдавший приказ с такого-то числа ввести в своей стране “просвещение” и изгнать из государства всех людей “опасного образа мыслей”.

“Крошка Цахес, по прозванию Цимнобер” (1819), “Золотой горшок” (1814) и другие сказочные повести Гофмана (“Королевская невеста”, “Повелитель блох”, “Принцесса Брамбилла”) написаны для взрослых, но доступны детям среднего и старшего возраста. Правда, юные читатели вряд ли смогут постичь социальные и философские идеи автора, выраженные к тому же иносказательно и в гротескной манере, но зато будут вознаграждены затейливой фабулой, оценят остроумие и нравственное содержание этих прелестных сказок, где герои одолевают зло в союзе с волшебными силами. В счастливых концовках Гофмана, как и в народных сказках, остается вера в торжество добра и справедливости. Остается то, что Вильгельм Гримм называл “перспективой бесконечной радости”.

Ярче всего эту светлую сторону гофманозского творчества раскрывают сказки, написанные специально для детей. Наилучшая – “Щелкунчик и мышиный король” (1816). Не довольствуясь обычным для него сплетением буйной фантазии с будничным бытом, Гофман на этот раз прибегает к хитроумной обрамляющей композиции: повседневная жизнь (в зачине и финале) и вторжение сказки в сказку. Внутри сказочной повести развертывается еще одна сказка – о принцессе Пирлипит и злой Мышильде. Мир оживших кукол живет по своим законам, а тем временем смастеривший Щелкунчика крестный Дроссельмейер вмешивается в войну игрушек с мышами, словно подтверждая действием, что грезы маленькой Мари не просто “длинный прекрасный сон”, как уверяла ее мать, а настоящая жизнь. Чудодей Дроссельмейер свободно переходит из реальности в кукольный мир, а безобразный Щелкунчик, которого полюбила Мари, оборачивается “принцем” и увозит ее в золотой карете.

По мотивам “Щелкунчика” П. И. Чайковский создал одноименный балет (1892). Наряду с этой известнейшей сказкой издаются для детского чтения рассказы “Мастер Мартин-бочар и его подмастерья” (1818) и “Мастер Иоганн Вахт” (1823), занимающие в творчестве Гофмана особое место. Действие переносится в позднее средневековье. Писатель рисует сочными красками честную, трудовую жизнь немецких цеховых мастеров, для которых “искусство и ремесло шли рука об руку в благородном соревновании”. Быт и нравы средневековых горожан писатель-романтик безусловно идеализирует, противопоставляя их тусклому житью-бытью немецких бюргеров своего времени, утративших старые добрые традиции ремесла-искусства. Тем не менее эти поэтичные рассказы о средневековых ремесленниках имеют и познавательный интерес.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Бессмертные Сказки Гофмана